Содержание ... 1 Материалы из книги : Даутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учебное пособие. Часть1\ Под ред.проф.,Тряпицыной А.П.- С-Пб., 2007Современная лекцияРазвитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. В сякому, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Адольф ДистервегСущество лекции непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция должна не научить а приучить к работе, создавать вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности. П.А.ФлоренскийОсновные понятия: Лекция как ведущая форма обучения в вузе. Роль и назначение современной лекции. Специфика лекции и ее возможности. Современная лекция в историческом контексте. Функции лекции. Традиционная лекция. Структура лекции. Типы и виды (классификация) лекций. Достоинства и недостатки лекционного обучения. Как подготовиться к лекции?^ Теория вопросаЛекция ведущая форма обучения в вузе?!Лекция (от лат. lectio чтение XIII XIV вв.) была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе. Но на сегодняшний день отношение к этой форме обучения неоднозначно. Уже в конце XIX начале XX в. лекцию пытались отнести к «пассивным» методам, не играющим определяющей роли в учебном процессе, на том основа]нии, что студенты, слушая ее, получали уже готовое знание, а не добывали его самостоятельно. Время дает и противникам, и сторонникам лекции новые ар]гументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и твор]чества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план. Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое. Необходимо отметить, что в зарубежных уни]верситетах лекции имеют в образовательной программе значительно меньший удельный вес, чем в нашей отечественной высшей школе. Большая часть учебного времени отводится для самостоятельной работы на компьютерах, в биб]лиотеках, лабораториях, для консультаций и отчетов. В отечественной высшей школе по-прежнему лектор выступает центральной фигурой обучения, а на лекционное преподавание выделяется до 50 % учебного времени. При этом, как известно, качество отечественного образования, которое в советское время было не ниже, а по ряду направлений значительно выше зарубежного, на сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, существенно уступает ему по целому ряду показателей.Истинная роль и назначение современной вузов]ской лекции. Переход к рынку, движение к демократии и правовому госу]дарству требуют от человека широкого общекультурного кругозо]ра, готовности к постоянному повышению общей и профессио]нальной компетентности, к возможной переквалификации, пе]реподготовке, вызывают необходимость формирования у совре]менного человека потребности в непрерывном развитии и само]совершенствовании. Цель вуза в современных условиях подготовка специалиста, умеющего инициативно, самостоятельно решать сложнейшие про]фессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике приме]нять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом и находчи]востью в быстро меняющихся ситуациях, несущего ответствен]ность за результаты собственной деятельности и ориентированно]го на эффективное самообразование. В свете требований, предъявляемых обществом к современно]му специалисту, совершенно ясно, что лекция должна не только давать знания, но и способствовать формированию специалиста и гражданина, разностороннему развитию молодого человека. И де]лать это надлежит специфическими, присущими именно лекци]онному преподаванию способами, ибо сейчас конкурентом лек]ции выступают другие обучающие формы и источники информа]ции, имеющие немало преимуществ: видео- и кинотехника, те]левидение, мультимедийные средства, диспут, беседа, конферен]ция, «круглый стол», устный журнал, деловая игра и иные актив]ные формы и средства обучения. Из всего сказанного выше вытекает целый ряд противоречий: между новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному образованию, и традиционным (по сути) лекционным преподаванием; между пониманием преподавателями новых целей образования и неумением использовать различные виды и жанры лекционной работы; между желанием преподавателей организовать активную, познавательную деятельность студентов на лекции и ограниченностью технологических, образовательных ресурсов отечественных университетов (видео-, теле-, мультимедийных средств и т.п.). Специф
0.67 Mb.Название страница1/4 А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения сДата конвертации09.12.2012Размер0.67 Mb.Тип источник
А. В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учебное пособие
А. В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учебное пособие
Комментариев нет:
Отправить комментарий